Мои достижения

03.09.23г.





09.10.22г.






03.09.22г.






05.07.22г.






8.06.22г.





7.05.22г.







9.04.22г.






6.03.22г.





7.02.22г.




11.01.22г.




10.12.21г.









8.11.21г.






7.10.21г.


2.08.21г.


9.06.21г.

   


                                                              Научная статья          


УДК 373.2

М. Н. Мальгавко, педагог-психолог

  Научный руководитель: Н. В. Савина, канд. пед. наук, доцент

г. Омск, Омский государственный университет

                                                                                                                                                                                               

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ СИТУАЦИИ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность развивать свои потенциальные способности, удовлетворять свои потребности в развитии, сохранить индивидуальность, возможность самореализоваться. Объединение обучения и воспитания на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе норм поведения, правил в интересах человека, семьи, общества – одна из задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).                                        

Педагогу важно уметь применять в своей практической деятельности различные непредвиденные, нестандартные ситуации для коррекции, осознанного формирования душевных, человечных отношений, обогащая и накапливая при этом положительный опыт воспитанников. Необходимо учить детей пониманию смысла и значения правил этического поведения, и раскрывать их в доступной форме. Это возможно реализовывать на специальных занятиях в старшем дошкольном возрасте, когда в психике ребенка появляются новые фундаментальные личностные образования: вне ситуативно-личностная форма общения (потребность в сопереживании и взаимопонимании, свои мотивы), устойчивые избирательные предпочтения, способность управлять своим поведением [3, с. 210].

Перспективным направлением формирования нравственного воспитания дошкольников может стать разработка педагогических методик на основе воспитывающих ситуаций. Все преднамеренные стечения обстоятельств, либо специально организованные педагогические условия называют методом воспитывающих ситуаций, основное назначение которого – побуждать детей к определенному поведению. Данные способы организации деятельности позволяют педагогу избежать в процессе общения с детьми назидательности, морализирования и дает таким образом возможность самому ребенку занять субъективную позицию, получить многогранный социальный опыт. Правильно подобранные педагогические ситуации, могут быть одним из мощных стимулов развития и воспитания личности, и, что немаловажно, надолго определить направленность ее нравственной жизни. В этой связи, целесообразно исследовать педагогический потенциал воспитывающих ситуации как метода развития культуры общения детей старшего возраста, в том числе подобрать комплекс воспитывающих ситуации и проверить их результативность на практике. Объектом исследования стал процесс развития культуры общения старших дошкольников. Предметом исследования являются воспитывающие ситуации для развития культуры общения детей старшего дошкольного возраста.

Исследованием вопроса создания воспитывающих ситуаций занимались такие ученые: А.С. Макаренко, Л.П. Катаева, О.С. Богданова, О.С. Газман, А. С. Белкин, Х.Й. Лейметс, Т.Е. Конникова, В.А. Караковский, А.Н. Лутошкин. В их работах достаточно емко описаны проблемы создания и организации подобной совокупности обстоятельств. На сегодняшний день, к сожалению, в работе педагогов с детьми воспитывающие ситуации очень мало реализуются. И практически не используются с целью формирования самооценки.

Анализ психолого-педагогической литературы культуры общения детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации (ДОО) с применением воспитывающих ситуаций показал зависимость эффективности данного метода и педагогического воздействия на ребенка от величины, характера и обоснованности корректирующих влияний на детей; интенсивности обратных связей между педагогом и воспитуемым.

Человек испытывает потребность в постоянном взаимодействии с обществом, как существо социальное. Любая практическая совместная деятельность предполагает полноценный обмен информацией, разработку общей стратегии, умение понимать других людей. Культура общения - способность не только вступать в диалог с собеседником, но и активно, внимательно слушать, использовать жесты, мимику для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознавать особенности не только себя, и учитывать их в ходе общения. Такого рода взаимодействие обязательно предполагает культуру речи, которая, в свою очередь, предусматривает выполнение ребенком норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующих форм общения, словарного запаса. Формирование культуры общения осуществляется на занятиях, в повседневной жизни, а также в различных видах самостоятельной деятельности детей. Овладение культурой речи способствует активному и продуктивному диалогу старших дошкольников в совместных играх, помогает предотвращать конфликтные ситуации между ними. Правильные взаимоотношения также предполагают вежливое поведение и в общественных местах, быту. Культура общения подразумевает не только умение делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке слов, жестов, действий. Ребенка нужно учить замечать состояние других людей [2, с. 212].

Кроме вышеперечисленного, воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста осуществляется во взаимосвязи с формированием навыков коллективизма. С целью развития у ребенка стремления к общению, взрослые должны поощрять любые, даже незначительные, попытки играть друг с другом. 

Первые задатки формирования культуры общения у детей 5-6 лет возникают в общении со взрослыми, сверстниками, в играх. Для окончательного складывания предпосылок такого сотрудничества важно специально создавать ситуации и анализировать действия с помощью педагогического общения, где основной целью и результатом деятельности становится усвоение знаний.

Выбор педагогом необходимых способов взаимодействия с детьми зависит от характера ситуации. В практике и педагогической теории известны разные типы ситуаций [1]:

1. Авансирования доверием (Макаренко А.С.). Создание условий для выражения доверия со стороны других детей или значимого взрослого.

2. Свободного выбора (Катаева Л.П., Богданова О.С. и другие). Дошкольника ставят перед необходимостью самостоятельного выбора вида деятельности, поступка и тому подобное.

3. Непринужденной принудительности (Конникова Т.Е.). Подразумевает активное творческое участие субъекта в жизни коллектива, способствующее формированию его позиции в новых условиях на основе уже имеющихся мотивов.

4. Успеха (Газман О.С., Караковский В.А.). Необходимое условие - желание ребенка или группы воспитанников, приложив усилия, достигнуть успеха. Создается с целью закрепить положительное в их развитии, помочь справиться с неуверенностью в своих силах.

5. Соревновательная (Лутошкин А.Н.). Соревнование – метод стимулирования активности детей. Данная ситуация вызывает желание быть лучше, приложив волевое усилие, достигнуть лучшего результата.

6. Соотнесения (Лейметс Х.Й.). Характеризуется оценкой, принятием решения, поступком на основе уже имеющегося опыта. Применима для побуждения детей старшего дошкольного возраста, например, к самовоспитанию.

7. Творчества (Караковский В.А.). Предполагает создание условий для развития творческих способностей личности: фантазии, импровизации, воображения, умения найти выход из нестандартной ситуации.

Такие ситуации преднамеренно создаются воспитателями с целью поставить ребенка перед фактом выбора поступка (сначала выполнить задание, а потом продолжить игру, поделиться любимой игрушкой, пригласить сверстника в игру); решить какую-либо проблему (социальной роли, способа организации деятельности, нравственного выбора).

Предлагаем рассмотреть некоторые воспитывающие ситуации для детей старшего дошкольного возраста.

Воспитывающая ситуация выбора. Ребенку предлагается выбрать определенное решение из двух или нескольких вариантов: сказать правду, воспользоваться привилегиями самому, уступить место другому, сказать «не знаю», промолчать. С целью выхода из созданных педагогом условий дошкольник пересматривает свое поведение и приводит его в соответствие с новыми требованиями. Подобную ситуацию воспитатель может и не готовить специально. Ему важно не упустить момента стечения обстоятельств, правильно оценить и использовать их в воспитательных целях, проявив мастерство.

Воспитывающая ситуация творчества. Подразумевает создание таких условий, в которых максимально проявляются воображение, фантазия детей, выдумка, способность к импровизации, смекалка и находчивость. Такие ситуации очень увлекают детей, эмоционально обогащают их жизнь, развивают творческую инициативу в разных видах деятельности.

Воспитывающая ситуация сопереживания. Лежащий в ее основе эффект «эмоционального заряжения» способствует более интенсивному развитию нравственных чувств детей и формированию их нравственного опыта. Совместные переживания значимых явлений значительно увеличивают силу эмоциональных реакций у каждого участника детской группы. События переживаются ярче, а главное, глубже. Такие ситуации возникают при просмотре спектаклей, фильмов, чтении художественной литературы. Обращая внимание детей старшего возраста на радостные или драматические события, воспитателю обязательно нужно эмоционально отреагировать на них.

Воспитывающая ситуация персональной исключительности (формирование успешной личности). Присущи подобные формулировки: «Никто, кроме тебя… Только ты способен это сделать…». Именно уверенность в себе, своих силах мотивирует дошкольника стремиться выполнить необходимую работу, преодолев все трудности, полностью проявляя при этом свои способности.  Это и становится залогом успеха.

Поручение. Один из самых эффективных методов воспитания детей старшего дошкольного возраста, основанный на любви к воспитателю и желании выполнить любое его поручение. Ребята учатся хорошим поступкам. По цели воспитания поручения бывают постоянные и временные; индивидуальные, групповые, коллективные.  Индивидуальное задание дает в руки воспитателю «инструмент прикосновения к личности» (А. С. Макаренко), помогая ему таким образом высказать доверие ребенку. Между ним и воспитанником возникают тайные отношения, безусловно «работающие» на использование данного метода в воспитательных целях. Коллективные поручения формируют отношения «ответственной зависимости». Выполняя различные «распоряжения», дети примеряют на себя определенные социальные роли, привлекающие их и своей внешней атрибутикой. Это - «санитары», «книжкины друзья», «старшие товарищи». Подобные «просьбы» формируют ответственность за порученное дело, расширяют активность ребенка. Важно помнить, что, давая поручение одному или группе детей, нужно четко выстроить его структуру. Дошкольник должен понимать, что и для чего он делает, как и кому он отчитывается, у кого принимает отчет о проделанной работе.

Нестандартные, непредвиденные ситуации. Воспитательный результат таких ситуаций может быть и положительный, и отрицательный. Педагогу важно уметь использовать их, помогая скорректировать сложившиеся взаимосвязи между детьми, а также сознательно формировать, накапливая и обогащая опыт гуманных отношений. С этой целью воспитателем может быть и специально смоделирована ситуация (создание внешней обстановки, которая вызывает у старших дошкольников необходимые психологические чувства, состояния, мотивы, поступки).

Поскольку выявление уровня развития личностных качеств воспитанника, их формирование и закрепление - главные задачи воспитывающей ситуации, выделяют следующие ее виды:

 - проверочная, цель которой - диагностика качеств личности ребенка;

 - воспитывающая, направленная на воспитание и развитие моральных убеждений;

 -контролирующая и закрепляющая, нацеленная на закрепление положительных побуждений поведения;

 - не предусмотренная педагогом, но помогающая, и предусмотренная воспитателем, однако мешающая.

Обычно, специально созданные стечения обстоятельств затрагивают очень важные стороны жизни детей. Примером может быть ситуация распределения каких-либо поручений, обязанностей, подарков, выбора между общественным и личным и многие другие. В таких случаях поведение человека соответствует его внутренней позиции. Иногда такие ситуации могут привести к возникновению острых конфликтов, а порой и неуправляемых, поэтому требуют пристального внимания и очень тонкого педагогического руководства.

  Помогая разнообразить повседневную действительность детей старшего возраста, воспитатель использует всевозможные приемы. Полезно объединять воспитанников вокруг дел, заставляющих их вместе переживать, радоваться, проявлять доброжелательность, испытывать чувство удовлетворения. Именно в интересно-насыщенной событиями жизни общение дошкольников приобретает особую сдержанность.

В технологии воспитывающих ситуаций выделяют направления:

- игровое взаимодействие (способствует активному самовыражению ребенка, «проживанию» в игровом образе, приобретению им нравственного опыта, созданию в процессе взаимодействия в коллективе ценностных отношений);

- тренинговые упражнения (позволяют дошкольнику активно экспериментировать с разными стилями общения, усваивать и отрабатывать иные коммуникативные умения, навыки, что дает ощущение психологического комфорта и защищенности).

При разработке содержания воспитывающих ситуаций, нужно придерживаться алгоритма:

1.   Цель создания ситуации.

2.   Связанные с особенностями личности индивидуальные проявления, требующие создания педагогических ситуаций. 

3.   Характерные положительные особенности данного ребенка.

4.   Описание ситуации.

Воспитывающую ситуацию составляют не сами по себе обстоятельства, а лишь те, которые включены в конкретные дела (конкурсы, занятия и т.д.). При этом в процессе подготовки и проведения одного коллективного мероприятия может быть создано множество ситуаций для разных категорий детей.

В жизни детского коллектива не мало ситуаций, возникающих стихийно. В подобных случаях воспитателю приходится действовать интуитивно, тактично и выполнять последовательность действий:

1.   Выявить причины такого поведения детей в присутствии взрослых и сверстников.

2.   Выдвинуть задачи для решения возникшего конфликта. В данном случае - это необходимость научить ребят держать под контролем свои эмоции в общении с другими людьми, уважать их и т.п.

3.   Создать новую ситуацию. Например, объяснить дошкольникам, как можно сдерживать свои эмоции и почему это так важно.

4.   Предложить детям выбрать правильные варианты решений из предложенных.

5.   Проанализировать результаты воспитывающей ситуации. Оказала ли нужный эффект? Здесь очень важна обратная связь, т.е. дети должны не просто понять, но и показать это своим поведением (проявить интерес, обратиться к воспитателю за советом).

Выделяют главные правила создания педагогических ситуаций:

- не навредить ребенку, не провоцировать проявление негативных качеств личности, отношений;

- создавать позитивные, стимулирующие воспитательные отношения с ориентацией на ребенка;

- не проектировать жестко каждый шаг, мысли, чувства детей, а оставлять так называемые «закрытые зоны», предоставляя каждому возможность самостоятельно решать часть проблем.

Проведенные исследования подтвердили, что непосредственно с развитием культуры общения у детей старшего дошкольного возраста педагог воспитывает такие нравственные качества как вежливость, скромность, деликатность, предупредительность, общительность, а также, что не мало важно, навыки коллективизма. Необходимо прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками, а это: умение договариваться без ссоры и крика, вежливо обращаться с просьбой, уступать и ждать, если это необходимо, спокойно разговаривать, делиться игрушками, не нарушать игры шумным вторжением. При этом наибольшей результативности применения воспитывающих ситуаций можно достичь с помощью специальных игровых заданий.

Воспитывающая ситуация имеет огромный потенциал в формировании личностных качеств, «нравственного стержня» детей старшего дошкольного возраста, позволяет правильно и вовремя скорректировать их поведение. Применение педагогом воспитывающих ситуаций в образовательном процессе способствует эффективной, комплексной реализации задач ФГОС ДО.

 

Список литературы:

1.   Бырыннай, А.О. Методика использования воспитывающих ситуаций // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2015. URL: http://scienceforum.ru/2015/article/2015010425 (дата обращения 18.02.2021)

2.   Герасимова, А.С. Энциклопедия развития и обучения дошкольника / А.С. Герасимова, О.С. Жукова, В.Г. Кузнецова. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2017. 352 с.

3.   Телегин, М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / М.В. Телегин. М.: МГППУ, 2016. 272 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 Консультация для педагогов "Особенности латерализации у детей"