Методические рекомендации для педагогов

Тренинг для педагогов ДОУ на снятие эмоционального напряжения «Все в твоих руках». Памятка «Золотые» правила педагогики.


Цель: снятие эмоционального напряжения, формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.

Задачи:

      1.     Познакомить участников тренинга с некоторыми приемами психологической саморегуляции.

      2.     Совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

Актуальность.

Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных контактов с другими людьми он испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в сильном эмоциональном напряжении, частых стрессах, «эмоциональном выгорании». Ситуации крайнего эмоционального напряжения приводят к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья педагогов, поэтому они нуждаются в психологической поддержке, в обучении приемам снятия эмоционального напряжения.

Ход тренинга

Упражнение 1. «Меня зовут…Я делаю так…»

Цель: знакомство, снятие тревожности и напряжения.

Упражнение можно выполнять сидя, можно стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Меня зовут…Я делаю так…». Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом, последующий участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы.

Упражнение 2. «Продолжи фразу»

Цель: повышение работоспособности, позитивного настроения.

Психолог предлагает участникам тренинга продолжить фразу, перекидывая друг другу мяч и обращаясь ко всем: «Привет, сегодня замечательный день, потому что…». Следующий участник повторяет высказывание предыдущего и придумывает свое продолжение.

Упражнение 3. «Откровенно говоря»

Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.

Материалы: карточки с незаконченными фразами, «волшебный мешочек»

 «Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно».

Фразы для карточек:

Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…

Откровенно говоря, во мне вызывает улыбку…

Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание…

Откровенно говоря, когда я волнуюсь…

Откровенно говоря, когда я думаю о работе…

Откровенно говоря, когда мой рабочий день заканчивается…

Откровенно говоря, я мечтаю…

Откровенно говоря, успехи на работе…и др.

                        Способы избавления от эмоционального напряжения:

1 способ – сесть на психологическую диету.

               - Начните меняться! (Берете свое состояние и пытаетесь изменить себя или свое отношение к ситуациям/проблемам).

               - Выработайте собственную стратегию (тренинговые упражнения, релаксация).

               - Каждое утро вспоминайте что-то радостное и позитивное.

               - Немедленно выделите пространство для себя (примерно 1час в день). Найдите альтернативное хобби (вязание, шитье, можно покапаться в огороде) или настольные игры (лото, карты).

               - Создайте список доступных Вам удовольствий (должен превышать 10 пунктов).

               - Перед сном производите очистку фильтра (всегда помните то, что на работе, это на работе, а дома, это дома. Дома мы жены, мамы, бабушки!).

2 способ – делать упражнения.

               - Идя на работу или же еще куда-то нужно набрать в левый карман пуговиц, бусинок или орехов и каждый раз перекладывая из левого кармана в правый повторять в мыслях хорошие слова или что-то позитивное пока не закончатся все бусинки. Это упражнение надо проделывать каждый день (необходимо делать около 3 месяцев) и вы автоматически будите видеть только хорошее.

               - Массируйте точки для снятия напряжения:

Указательным пальцем помассировать между носом и верхней губой 10 раз.

Подбородок помассировать указательным пальцем.

Где шея помассировать.

Руки потереть, умывание и сброс.

Массировать пальцы на левой руке.

Нажать на большой и указательный палец.

Упражнение 4. «Мусорная корзина»

Цель: избавление от негативных эмоций.

Психолог раздает воспитателям листочки и ручки, в центр круга ставится мусорная корзина. Напишите на бумаге те негативные эмоции, которые имеются у вас в настоящий момент (каждый указывает свои эмоции). После этого бумажки мнутся и выбрасываются в мусорную корзину.

Кто хочет поделиться и рассказать другим участникам содержание своей записки?

В конце упражнения корзина убирается в сторону (но на видное место).

Упражнение 5. «Моечная машина»

Цель: снятие мышечного напряжения, сокращение дистанции в общении.

Педагоги становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедшие «мойку» становятся «сушилкой», сначала шеренги идет следующая «машина».

Упражнение 6. «Танец отдельных частей тела»

Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен:

        ·       танец кистей рук

        ·       танец рук

        ·       танец головы

        ·       танец плеч

        ·       танец живота

        ·       танец ног

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Упражнение 7. «Звуковая гимнастика»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Голос – драгоценный дар природы. Профессия педагога требует умелого владения своим голосом. Крик – естественный, природный и широко распространенный способ снятия нервного напряжения.

Упражнение выполняется сидя с выпрямленной спиной в спокойном, расслабленном состоянии. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук, припеваем в течение 30 секунд:

   А – воздействует благотворно на весь организм;

   Е – воздействует на щитовидную железу;

   И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

   О – воздействует на сердце, легкие;

   У – воздействует на органы, расположенные в области живота;

   Я – воздействует на работу всего организма;

   М – воздействует на работу всего организма;

   Х – помогает очищению организма;

   ХА – помогает повысить настроение.

Упражнение 8. «Избавление от тревог» (зрительная техника):

 Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день… Небо озарено радугой и частица этого сияния принадлежит вам… Оно ярче тысяч солнц… Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!

Упражнение 9. «Плюс-минус»

Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности, вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.

Материалы: ватман с нарисованным деревом, самоклеющиеся стикеры в форме листочков, ручки для каждого участника.

Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета – плюсы своей работы.

Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что написал.

Рефлексия

Участники обсуждают, чего больше получилось – плюсов педагогической деятельности или минусов, и почему. Педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, прийти к выводу, что работа воспитателя тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов схожи.

Итог мероприятия.

Наш тренинг подошел к концу. Я надеюсь, что эти способы самоконтроля и улучшения настроения вы будете вспоминать и дома, и на работе. И не забывать, что в домашних условиях для снятия стресса и всего негативного можно также использовать: дыхательную гимнастику, ароматерапию, кинотерапию, музыкотерапию, медитацию, а снятию стресса помогают как смех, так и слезы.

Не забывайте: работа – все лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой. Всем спасибо за участие.

 

                                Памятка «Золотые» правила педагогики

* Не фиксировать внимание всех на нежелательном поведении ребенка и не впадать самому в агрессивное состояние.

* Наиболее адекватное поведение взрослого – это веское осуждение агрессии ребенка, но без жестоких наказаний в случае проступка.

* Старайтесь выявить причину агрессии и спокойно, тактично ее устранить.

* Дайте возможность ребенку снять агрессию, выплеснув эмоции через игры, беседы, упражнения и т.д.

* Старайтесь лишний раз приласкать ребенка, показав, что его ценят, что он всем нужен.

* Реагируйте и отвлекайтесь на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, даже незначительные.

 

Послушайте – и Вы забудете, посмотрите – и Вы запомните, сделайте – и Вы поймете.

                                                                                                                        Конфуций

  


Консультация для педагогов ДОУ: «Дошкольник и мир социальных отношений»

   Все мы являемся членами общества, живем в социуме, в котором каждый из нас ежедневно общается с окружающими людьми.

  Социальные отношения – это отношения между людьми и их объединениями в целях обеспечения личных и общественных потребностей.

  Первые уроки человеческих взаимоотношений ребенок получает в детстве. Те навыки общения, которые у него закладываются с первых лет жизни, во многом определяют успешность дальнейших отношений уже взрослого человека.

 Первым образцом для ребенка, первым консультантом по общению являются именно родители и педагоги дошкольного учреждения. 

   И среди малышей можно уже наблюдать активных исследователей, интересующихся всем, что их окружает; лидеров - чрезвычайно товарищеских и инициаторов-заправил в играх; наблюдателей - пассивных «середнячков», ничем среди других не выделяющихся.

  Исследования ученых показали, что группа сверстников, а это группа детского сада или контактная группа, является важнейшим условием формирования коммуникативных способностей. При этом организация общения и деятельности в детском коллективе взрослым обеспечивает дополнительную мотивацию ребенка к коммуникативному взаимодействию.

 

                                                  ПОЧЕМУ ВАЖНО ОБЩЕНИЕ?

=    Активное общение ребенка - обязательное условие его нормального развития.

= Процесс общения способствует формированию речевой активности, обуславливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей, а также наличие у членов группы общей цели, которая приводит к большей сплоченности.

= Коммуникабельные дети в меньшей степени подвержены социальному одиночеству, включены в игровую деятельность со сверстниками, часто занимают позицию лидеров в своей возрастной группе. И наоборот, дети, испытывающие с раннего возраста недостаток общения, имеющие ограниченный круг социального взаимодействия или низкое качество личностных контактов, сталкиваются с многочисленными психологическими трудностями.

     То, какими чертами обладает ребенок, определяет путь его познания мира, в том числе и мира человеческих отношений.

     В популярных психологических изданиях встречаются характеристики следующих типов «непопулярных» среди сверстников дошкольников.

«Любимчик» Дети не любят сверстников, которых постоянно выделяют воспитатели (особенно, если им неизвестна причина покровительства), ставят на особое место, занимаются и делают поблажки.

«Прилипала» Дети избегают или настроены агрессивно к тем, кто постоянно старается привлечь к себе внимание неважно: положительное или отрицательное), хватает за одежду, забирает вещи, обнимает и удерживает против воли объекта привязанности, постоянно заглядывает в глаза собеседнику.

«Клоун» Дети переводят на него всю вину и неудачи коллектива («...Это Р, он всегда так делает») Его реплики вызывают смех, на занятиях он выкрикивает разную ерунду, стараясь иметь хоть немного внимания в коллективе, быть интересным группе сверстников. Его перестают воспринимать всерьез, привлекать в свою команду.

«Озлобленный» От него отстраняются, не хотят стоять в паре, сидеть за одним столом ... Он, не умея найти место в коллективе, ведет себя так, будто мстит окружающим за свои неудачи. На занятиях мешает детям, стучит по столу, перебивает тех, кто отвечает ...

«Незаметный» К такому ребенку никто не бежит навстречу после выходных, не замечает, что его нет в группе, никто не выбирает его в команду на эстафетах. Такой ребенок не умеет инициировать общение, он застенчивый, не знает, как обратить на себя внимание.

«Неряха» Такому ребенку не хотят давать руку в хороводной игре, сидеть за обеденным столом, вместе играть игрушками. Он плохо владеет навыками личной гигиены, у него не сформированы самоконтроль и дисциплина, в его шкафчике всегда лишние вещи, свою одежду носит неряшливо, постоянно жалуется на отсутствие друзей и игрушек.

Есть ли у вас в группе есть такие дети, то как можно помочь им справляться с трудностями в общении со сверстниками?

 

         Рекомендации педагогам для создания бесконфликтной обстановки в группе:

- Создание единой системы традиций и ценностей. Этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые мероприятия, празднование дней рождения воспитанников.

-   Обратить особое внимание на «Изолированных», «Непопулярных» детей:

 привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали   бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

-    Распределяйте между воспитанниками поручения.

-  Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микро группах (парах, тройках, четверках), придерживаясь принципа взаимопомощи и поддержки, мотивируя на достижение успеха. А между группами необходимо создать ситуацию соперничества.

 

   Научите малыша играть в совместные игры (вспомните классические детские забавы из вашего детства), ведь современные дети часто не могут занять себя на прогулке без организующей работы взрослого.

   Можно читать и обсуждать литературные произведения, где звучит тема решения конфликтных ситуаций и воспитания дружеских отношений между детьми.

Психологические упражнения на формирование дружеских отношений между детьми и сплочение детского коллектива

   «Мы разные»

   Двое детей, например, те на кого меньше всего обращают внимания в коллективе, выходят из группы. Все остальные должны как можно точнее описать их внешний вид. Взрослому важно следить за тем, чтобы высказывания дети не были оскорбительными для тех, кого описывают.

                                                           «Что я люблю, не люблю»

   Каждый должен решить, что он больше всего любит и не любит, и выразить это. Взрослый: «Вас так много и вы все такие разные, но большинству из вас нравится и не нравится одно и то же. То есть вы похожи, у многих из вас общие интересы, а значит, вам будет легко понять друг друга.»

 «Дорисуй полукруг»

   На листе бумаги нарисован полукруг. Детям раздаются такие же образцы. Они должны представить, на что похож полукруг и дорисовать его на своих листочках. Вывод. «Каждый, глядя на это полукруг, представил что-то свое. При том, что у вас столько общего, у каждого из вас есть собственное мнение? Это прекрасно и очень интересно»

     «Закончи предложение»

   Детям предлагается закончить предложение:

 - Я не люблю, когда дети в группе ...

-  Было бы очень хорошо, если бы дети в нашей группе ...

   Цель - проанализировать, что нравится и не нравится детям в поведении сверстников.

      «Рисунок по кругу»

 

   Суть этого метода заключается в произвольном рисовании того, чего хочется ребенку. Через определенный промежуток времени рисунок передается другому ребенку, сидящему рядом. Так происходит несколько раз. Затем проводится обсуждение полученных рисунков.

 

   «Волшебные очки»

 

   Воспитатель: У меня в руках волшебные очки. Все, кто их надевает, видит в человеке только хорошее. Я вижу…

 

   Цель этих игр -  развитие чувства близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга.

 

        «Как расположить к себе окружающих»

   Ведущий напоминает золотое правило нравственности «Относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». С детьми определяются приемы, которые помогают наладить отношения с окружающими: улыбка, спокойный тон, вежливые слова, знаки внимания и заботы ...

                                                              «Самооценка»

   Детям предлагаются макеты многоэтажных сказочных домиков. Отмечается, что фея-волшебница приглашает в гости на первый этаж - некрасивых, ленивых, глупых детей; на второй - немного лучших; на следующий - еще лучших, а на самый высокий этаж - красивых, умных, общительных. Детям нужно прикрепить свое имя на тот этаж, на который, по их мнению, они считают себя достойными пойти.

 

   Так постепенно, шаг за шагом формируется умение ребенка-дошкольника жить в мире людей, строить дружеские отношения, сотрудничать, решать конфликты. А задача педагога оставаться рядом, поддерживать и направлять маленького человека на пути к его взрослению. Ведь именно в мире социальных отношений и формируется личность.

 

Какие же корректирующие воздействия может использовать педагог в работе с «непопулярными» детьми?

 

   Реализуя эти советы можно достичь значимых результатов в формировании уважительного отношения и дружбы между детьми в условиях детского сада.

1. Помогите каждому ребенку сформировать собственный положительный имидж, особенно когда речь идет о новичке, замкнутом или неуспешном ребенке: принимайте активное участие в выработке общественного мнения о нем, как за содействие в различных областях деятельности (вовремя прийти на помощь, продемонстрировать поддержку инициативы, обеспечить возможность реализации плана и т.д.), так и ненавязчивыми положительными высказываниями типа: «Саша всегда хочет всех чем-то угостить», «У нас Саша никогда не забудет собрать игрушки на площадке» и т.д. Разумеется, количество таких высказываний должно быть соразмерным и касаться разных детей, иначе захваливание отдельного ребенка может привести к обратному эффекту. Неадекватная чрезмерная похвала формирует у детей искаженное представление о мире и себе, и, в конце концов, тормозит процессы самоотношения и саморазвития.

2. Практикуйте разные способы демонстрации симпатии и привязанности друг к другу: аплодисменты в ситуации успеха и как средство поддержки; поднятый вверх большой палец за успех; разнообразные ритуальные движения (можно придумать вместе с детьми) и др.

3. Используйте соответствующую лексику, поддерживающие действия и жесты: «Я тебе сочувствую!», «Чем я могу тебе помочь!», «Я с тобой!», «В следующий разу тебя обязательно получится!», «Ты достоин доверия!» и т.д.

Жесты - взять за руку, погладить по голове, похлопать по плечу, подмигнуть.

Поступки - пригласить к игре, поделиться чем-то и т.д.

4. Учите детей проявлять благодарность к сверстникам и взрослым. Для этого рядом с соответствующей словесной лексикой («спасибо», «ты мне очень помог», «ты приятный человек» и т.д.) можно использовать специальные приемы: рисование смайликов или рисунков благодарности. Конечно, воспитатель подскажет, за что можно поблагодарить своего сверстника и как об этом можно сказать.

5. Стоит обогатить практику утреннего сбора играми и упражнениями, направленными на формирование дружеских отношений, чувств симпатий и привязанностей.

6. Обратите особое внимание на изменение отношения к детям, которые по каким-то причинам были неуспешными в деятельности или поведении. Стоит приложить все усилия, чтобы каждый ребенок переживал радостные чувства успешности. Если ребенок продемонстрировал неприемлемые формы поведения, стоит подтвердить ценность его как личности («Ты у нас такой молодец!», «Мы привыкли тобой гордится!» и т.п.), вместе с тем решительно признать недопустимость такого поведения. Детям группы нужно пояснить, что намерения у товарища были хорошими, но тот пока не умеет правильно себя вести.

7. Обратите внимание на детей, которые чувствуют себя одинокими, при этом имеют неуверенный, тревожный вид, а иногда являются демонстративными, или придирчивыми. Чаще приглашайте их к совместным делам, одновременно с уважением относитесь к их желанию побыть в одиночестве. Выделите время в течении дня для индивидуального общения, помогите им найти друзей, предложите интересное дело. Сделайте так, чтобы они периодически попадали в центр внимания всей группы (поручите что-то разложить на столы или заводить колонну детей в зал).

8. Обустройте в группе «уголок мира» или «коврик доверия». Для этого выделите отдельное уютное место, положите туда коврик, на котором могут разместиться двое-трое детей. Вместе с детьми украсьте это место, обозначьте выразительным символом. Цель такого мероприятия в том, чтобы стимулировать воспитанников к самостоятельному мирному решению проблем, возникающих в отношениях и сформировать внутреннее спокойствие и уверенность в том, что любые спорные ситуации будут решаться справедливо. Воспитатель постоянно проводит мысль о том, что любую проблему следует обсуждать, находить приемлемое для всех решение.



Тренинг по эмоциональному выгоранию педагогов ДОУ 
"Я - есть свет"


    


+ Анкетирование "Выявление способностей педагога к развитию"

 Тренинг " Внутренний мир дошкольника - коррекция педагогического взгляда"






 





 






         Развитие межполушарных связей головного мозга у детей

       


  
                                                    Добрый день, уважаемые коллеги!

   Тема нашей встречи: «Развитие межполушарных связей головного мозга у детей».

Нашу работу мы построим по следующему плану:

  1. Межполушарные связи – что это?
  2. Признаки слабого развития межполушарных связей у детей.
  3. Тест.
  4. Причины.
  5. Как и зачем развивать межполушарные связи?
  6. Упражнения.

  В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей. Головному мозгу для выполнения операций необходимо задействовать одновременно оба полушария, при этом отдавая ведущую роль определенной зоне одного из них. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребенка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

  Современные методики воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи. В продаже появились даже прописи для развития межполушарного взаимодействия.

  Нейропсихологии утверждают, что от этого развития во многом зависит успеваемость ребенка в школе и успешность в жизни в целом. Попробуем разобраться: что же такое межполушарные связи и зачем они нужны. А также ответим на вопрос: как определить, что у ребенка они недостаточно сформированы? И, наконец, как их развивать?

                                     Межполушарные связи – что это?

  Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения Левого полушария и Правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

Каждое из двух полушарий мозга человека выполняет свои особые функции.

  Левое отвечает речь, логику, анализ, математические способности. Правое – за восприятие информации на слух, планирование, креативность и образное мышление. Для слаженной работы мозга необходимо взаимодействие полушарий.

  Давайте проведем один веселый тест. Наверняка, многие о нем знают:

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук (правая рука касается носа, левая – противоположного уха). Повторить 5 раз. Постарайтесь выполнять упражнение в быстром темпе.

 Получилось? Именно за подобные операции и отвечает межполушарное взаимодействие.

 Межполушарные связи предопределяют:

= качество восприятия и обработки информации;

= эмоциональную стабильность;

= координацию и баланс.

 Таким образом, они напрямую влияют на обучаемость человека, его достижения и успехи во всех видах деятельности.

  Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, ведущее берет основную нагрузку на себя, а другое блокируется. В результате у ребенка возникают проблемы с ориентацией в пространстве, координацией пишущей руки со слуховым и зрительным восприятием, адекватным эмоциональным реагированием. Он становится мнительным и с трудом учится чему-то новому.

       Признаки слабого развития межполушарных связей у детей.

  Межполушарные связи формируются вплоть до 12-15 лет. Развитие происходит постепенно, в несколько этапов. Но особое значение ученые придают возрастному периоду от 3 до 8 лет. Дошкольный и младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для развития мозговых структур.

Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа – зрительное, слуховое, кинетическое, зрительно – моторное, слухо-моторное восприятие, смысло-различение звуков и многое другое.

  Родители могут распознать слабость развития межполушарных связей по характерным признакам:

- ребенку сложно писать под диктовку и переписывать текст;

- он с трудом описывает ситуацию по картинке;

- не может адекватно оценивать эмоции других людей;

- пишет буквы в зеркальном отражении;

- часто говорит сбивчиво и нечетко, нарушения речи возникают произвольно;

- испытывает сложности в общении со сверстниками, больше общается с младшими детьми или взрослыми.

 В младенчестве на нарушение может указывать пропуск этапа ползания, долгое раздумывание перед совершением определенных действий. После 7 лет детям со слабо развитыми межполушарными связями сложно ставить цели и достигать их, планировать и контролировать свою деятельность. Например, эффективно убрать рабочее место.

                                                                 Тест

Проверить ребенка на развитость межполушарных связей можно при помощи небольшого теста:

  Попросите его завести одну руку за спину. Возьмите кисточку и прикоснитесь к фаланге любого пальца (1 или 3), кроме большого. Большим пальцем другой руки ребенок должен показать, к какому месту на коже было прикосновение. Сделайте 10 попыток и оцените результат. Если ошибок больше 3, межполушарные связи развиты недостаточно.

                                                               Причины

  Слабое развитие межполушарных связей может быть обусловлено различными неврологическими расстройствами (СДВГ и другими), патологиями мозолистого тела (- это система нервных волокон, соединяющая полушария). Иногда причиной нарушения являются особенности анатомического строения Г.М. Но чаще слабость таких связей вызвана отсутствием в жизни ребенка игр и занятий по возрасту. Окружающая среда должна быть развивающей с самого младенчества.

                          Как и Зачем развивать межполушарные связи?

  Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействуются оба полушария мозга. Например, рисование обеими руками одновременно, выполнение зеркальных движений, упражнения на координацию, ловкость движений и ориентацию в пространстве.

 Улучшают взаимодействие полушарий:

= пальчиковая гимнастика;

= логоритмика;

= дидактические игры и задания;

= кинезиологические упражнения;

= артикуляционная и дыхательная гимнастика;

= самомассаж;

= творческие занятия под классическую музыку (Моцарта и других композиторов).

 От развитости межполушарных связей у детей зависит обучаемость, скорость и легкость овладения новыми навыками. Чем более они развиты, тем легче ребенку осваивать чтение, письмо, достигать успехов в спорте и даже строить межличностные отношения. Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических, а значит, и познавательных процессов у детей.

                                                         Упражнения.

  На сегодняшний день существует много различных упражнений, игр, прописей, пособий, досок– тренажеров (для детей с 5 лет) для развития межполушарного взаимодействия.

  Основа развития межполушарных связей – кинезиологические упражнения. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и поддержании физического здоровья через двигательные упражнения.

   Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Эти упражнения являются «гимнастикой для мозга». И будут полезны детям и взрослым, даже если со сформированностью межполушарных взаимодействий все в порядке.

 Основной принцип – одновременное выполнение несинхронных движений правой и левой рукой и/или правой и левой ногой.

  Предлагаемые упражнения синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, повышают устойчивость внимания, стрессоустойчивость, способствуют улучшению запоминания.

  Начинать выполнение подобных упражнений в медленном темпе и постепенно, со временем его увеличивать. Обязательно хвалите ребенка за старание и успехи.

   Предлагаю вам небольшую подборку комплекса упражнений и игр с детьми.

Зеркальное рисование. Взять карандаш или фломастер в обе руки и одновременно на листе бумаги рисовать симметричные - зеркальные рисунки.


Специальные прописи.

Упражнение "Лезгинка". Левая рука сложена в кулак, большой палец в сторону (кулак расположен пальцами к себе). Правая рука в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. Далее меняем руки. 6-8 повторений.

Колечко. Поочередное перебирание пальцев большого и указательного, затем большого и среднего и т.д. Сначала отдельно на обеих руках, затем одновременно.


Ухо – нос. Левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить, хлопнуть в ладоши и взяться наоборот. 6-8 повторений, чем быстрее скорость, тем лучше результат.

Змейка. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок. Подвигать заданным пальцем (должны поучаствовать все пальцы).

Перекрестные движения. Выполняются одновременные перекрёстные движения. Например: поднять левую ногу вверх и дотронуться до неё правой рукой.

 Горизонтальная восьмерка. В воздухе нарисовать восьмёрку сначала одной рукой, затем другой, а потом обеими руками вместе. Важно следить глазами за движениями рук.


 «Лягушка»                  

Игра "Опиши, что вокруг". На улице, попросите ребёнка назвать все окружающие предметы, которые он видит.

«Ребро, кулак, ладонь». 


Логоримика. Это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова. Одновременное проговаривание слов и выполнение соответствующих движений отлично развивают взаимодействие левого и правого полушария и ещё способствует развитию речи. Также на пользу для развития межполушарного взаимодействия пойдут занятия спортом и спортивные игры на свежем воздухе.

                                                         Спасибо за внимание!

 

 

 












Комментариев нет:

Отправить комментарий

 Консультация для педагогов "Особенности латерализации у детей"